Константин Станиславский вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель, теоретик и педагог.
Именно он стал создателем знаменитой актерской системы, которая до сих пор пользуется огромной популярностью, причем не только в России. Многие мировые знаменитости не скрывают, что обязаны своим успехом и славой Станиславскому, ведь благодаря его системе их работы были отмечены престижными наградами.
Театр, в который пришел Станиславский был наполнен рутиной и штампами, актеры знали, где нужно эффектно произнести фразу, где зарыдать, где заломить руки, стоя у рампы, завывали текст и все время обращались к суфлеру. Театр был «покрыт пылью и плесенью». Никакой жизненной правды!
Все мы слышали про систему Станиславского и его знаменитое «Не верю!», но, по сути, не знаем, в чем она заключается. А ведь говорят, что он для театра всё равно, что Пушкин в литературе, или Ломоносов в науке. Если двумя словами, то именно Станиславский вдохнул жизнь на театральные подмостки: декорации и костюмы были подробными и практически настоящими. Над озером стояла луна, на лугу трещали цикады, а в камине горел настоящий огонь…
Основным его постулатом стало правило не играть, а проживать на сцене, не притворяться, а по-настоящему чувствовать. Роль строилась на жизненном опыте актёра, поэтому, если артист что-то не знает, ему требуется изучить профессию или образ жизни героя, понять его, его мотивы, идеи, а не навязывать ему свои. Чтобы зритель верил происходящему, актер должен залезть в шкуру своего героя и не просто понимать, а жить его эмоциями, переживать то, что происходит с персонажем.
Актёр должен знать (если это не указано в пьесе — придумать) все обстоятельства, в которых находится его персонаж. И это мы слышали – «предлагаемые обстоятельства».
Очень важная особенность актёрской игры — переживание «здесь и сейчас». Актёр уйдет от штампов и каждый раз будет играть по-новому и получать удовольствие от своей работы.
Чтобы роль получалась максимально «живой» и интересной для зрителя, актёр должен использовать свою наблюдательность (замечать в жизни какие-то интересные ситуации, интересных, «ярких» людей и т. д.) и память. А еще чувствовать партнера.
Идеи Станиславского проникли в умы режиссеров по всему миру . В итоге театральные школы многих стран базируются именно на системе Станиславского.
Известные голливудские звезды не раз признавались, что их блестящая карьера, мировая любовь и слава стали результатом использования уникальной системы. Например, Аль Пачино часто в своих интервью поправляет журналистов: «Я не из Голливуда, я – из Станиславского».
Под влиянием системы Станиславского свой метод создал Ли Страсберг – учитель всех звезд Голливуда, от Аль Пачино до Джека Николсона.
Поклонники многих голливудских звезд знают, на что идут их кумиры, чтобы идеально вживаться в образ своих киногероев. Процесс подготовки к роли достаточно длительный, порой для отождествления себя с персонажем актеры тратят от месяца до года.
Например, чтобы сыграть парализованного художника, Дэниел Дэй-Льюис несколько недель не вставал с инвалидного кресла. А вжиться в роль «Последнего из могикан» ему помогли полгода жизни в лесу, где он питался в буквальном смысле подножным кормом.
Ярым поклонником системы Станиславского является актер Роберт Де Ниро. Перед съемками в фильме «Таксист» он не просто получил лицензию таксиста, но еще и по 12 часов в сутки занимался извозом в Нью-Йорке. Результатом такой подготовки помимо любви и восхищения миллионов стала одна из престижных наград – премия Нью-Йоркского общества кинокритиков.
Со временем стало появляться все больше материалов о прикладном применении доктрины Станиславского. Основные принципы подготовки актеров, разработанные режиссером, адаптированы и активно применяются при ведении деловых переговоров, решении личных психологических проблем и даже в подготовке менеджеров продаж.