decor
1898

Первые ледоколы

Холодные моря России


Ледокол – исключительно русское изобретение, которое распространилось по всему миру и успешно используется многими странами.

 

Россию окружают моря, акватория которых покрыта льдом несколько месяцев в году. Они всегда серьезно препятствовали мореплаванию. Сейчас это не проблема – мощные ледоколы пробивают путь сквозь ледяную твердь, расчищая проход для судов. И благодарить за это мы должны жителя Кронштадта Михаила Бритнева – судовладельца, судостроителя и изобретателя.

Бритнев-012.jpg 1.61 MB


Остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, со всех сторон окружен водами Финского залива, покрытого льдом примерно треть года. До 60-х годов XIX века город оставался недоступным на протяжении нескольких недель – ледяная корка мешала судоходству, но не была достаточно надежной для санного пути. Нужно было искать какое-то решение, которое позволило бы не ставить два раза в год на паузу торговлю и сообщение с внешним миром.

Бритнев-072.jpg 921.49 KB


Кронштадтский градоначальник – владелец пароходов Михаил Бритнев не желал мириться с убытками из-за замерзания Финского залива. Ему требовался корабль, способный к прохождению через весенние воды Финского залива, покрытые тонким льдом, с грузом или пассажирами. И идея пришла.

В поисках вариантов Бритнев обратился к опыту поморов. Они ходили по арктическим морям на деревянных судах особой формы – кочах. Конструкция коча была очень проста: одна палуба, одна мачта, руль, весла, острый нос и плоское дно. За счет формы судно при необходимости легко вытаскивалось на лед и перемещалось волоком. И изобретатель решил, что лучшим решением будет соединить коч и ледокольный паром.

Для эксперимента Бритнев использовал собственный пароход «Пайлот», который по распоряжению предпринимателя переделали по аналогии с судном поморов. Чертежи подготовил лично Бритнев. Носовая часть была срезана под углом в 20 градусов.

Бритнев испытал свое судно, пройдя из Кронштадта в Ораниенбаум 25 апреля 1864 года. Раньше в такое время было немыслимо начинать навигацию из-за льда.

lori-0002718439-bigwww (1).jpg 422.17 KB


«Пайлот» работал по очень примитивному, но действенному принципу. Тяжелое судно, подобно ледяным саням, взбиралось на ледовое поле, после чего оно ломалось под весом парохода. Для зимнего льда его массы было бы недостаточно, но весенний лед не выдерживал, и это позволило увеличить срок навигации примерно на 1,5–2 месяца. «Пайлот» мог сам перевозить груз и пассажиров, а по расчищенному им каналу следом проходили и обычные суда.

Бритнев запатентовал изобретение и в России, и за рубежом. Суровая зима 1870–1871 годов и замерзшие воды порта Гамбурга заставили немцев обратить внимание на ледокол и купить патент, после чего судоходство было восстановлено.

Бритнев-022.jpg 402.84 KB


Можно с уверенностью сказать, что ледоколы Бритнева, решавшие насущную проблему острова, буквально изменили ход истории. На его опыте основывался адмирал Степан Макаров, взявший за основу конструкцию «Пайлота», когда закладывался первый линейный ледокол «Ермак». Именно это судно имело огромное значение при изучении и освоении Арктики. У русских ученых появилась возможность совершать экспедиции, не дожидаясь схода ледяного покрова. 

Самые современные суда работают на атомной энергии по аналогии с изобретением Бритнева. Постепенно увеличивается их мощность: у «Ермака» она составляла 9,5 тысячи лошадиных сил, у ледокола «Москва», который вышел в море спустя полвека, – 22 тысячи, а у атомохода «Таймыр» – 50 тысяч. 

У России сегодня более 40 ледоколов, причем половина из них – атомные. Наш ледокольный флот официально считается самым мощным в мире. 

Доставка грузов морским путем, экспедиции на Север, исследования Арктики – все это возможно благодаря изобретению Бритнева, сохраняющему свою актуальность спустя более чем полтора века. 

Подробнее