«Русские сезоны» – самые известные в мире театральные гастроли начала XX века под руководством Сергея Дягилева, безоговорочно покорили взыскательную европейскую публику. Знаменитому антрепренеру удалось не только объединить потрясающе талантливых артистов, но и сделать зрелище красочным и запоминающимся – над костюмами труппы работали Коко Шанель, Пабло Пикассо и лучшие художники Серебряного века, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы.
Именно благодаря «Русским сезонам» об отечественной культуре узнали в Америке и Европе. И сделано это было без лишних слов – посредством искусства. В Европу Сергей Дягилев возил работы русских иконописцев и художников, оперу, исторические концерты и балеты. Он предугадывал коммерческий успех и открывал миру новые имена.
Например, молодой композитор Игорь Стравинский стал знаменитым после того, как в 1910 году написал музыку к балету «Жар-птица», поставленному Дягилевым. Спустя год спектакль «Петрушка» на музыку Стравинского был настоящим хитом сезона.
Главной отличительной чертой и визитной карточкой организованных Дягилевым гастролей было красочное шоу, с изысканными декорациями, роскошными костюмами, с потрясающей музыкой с национальными мотивами и новаторской пластикой исполнителей. Благодаря этому постановки буквально перевернули весь театральный мир.
Сергей Дягилев горел желанием показать зарубежной публике «подлинную Русь» и делал это, не жалея ни времени, ни сил. Перед организацией первых театральных гастролей Сергей Дягилев устроил выставку русского искусства на Осеннем салоне в Париже. Там он представил иконы и полотна XVIII–XIX веков и картины художников из группы «Мир искусства»: Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского, Валентина Серова.
«Русские сезоны» открылись в Парижской опере громкой премьерой исторической оперы «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным в роли царя Бориса в 1908 году. Успех был грандиозным. Восхищенная публика долго не отпускала артистов со сцены.
К 1909 году Дягилев собрал балетную труппу, в состав которой вошли артисты и хореографы Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн. Художниками по костюмам для «Русских сезонов» стали Лев Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих и Валентин Серов, которых с Дягилевым связывала давняя дружба.
В Париж Дягилев привез сразу пять балетов – «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатру» и «Сильфиды».
Здесь отдельно стоит упомянуть знаменитую голубую афишу, созданную Валентином Серовым. И сам плакат, и изображенная на нем балерина Анна Павлова стали символом «Русских сезонов».
Во Франции высоко оценили необычную концепцию «Русских сезонов» – спектакли имели оглушительный успех. Благодаря гастролям мир узнавал о самых талантливых отечественных балеринах и танцорах, художниках и хореографах.
Знаменитые «Русские сезоны» Дягилева, проходившие с 1906 по 1929 год в Европе и Америке, были не просто рекламой русского искусства. Они стали неотъемлемой частью европейской культурной традиции и внесли колоссальный вклад в развитие мирового балетного и оперного искусства.
Русский балет, с успехом включившийся в общеевропейский художественный процесс, стал языком культурного диалога между Западом и Россией. «Русские сезоны» способствовали установлению на Западе моды на все русское.
«И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? – спросил однажды Сергея Дягилева король Испании Альфонсо во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов». – Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».