decor
1912

Первый в мире вертолет

Несущий винт мировой авиации



Вверх и вперед


 Попытки создать летательный аппарат с вертикальным взлетом начались еще в эпоху Возрождения. Многие мыслители и изобретатели Европы проектировали варианты геликоптеров и других винтокрылых машин с целью поднять человека в воздух. Однако все их попытки были обречены либо на провал, либо на весьма скромные результаты вроде неуправляемого полета длительностью 2 секунды.

Иллюстрация_3_Вертолет.jpg 3.19 MB


Все изменилось в 1912-м, когда молодой инженер Борис Юрьев, ученик Александра Жуковского, представил миру свое изобретение – геликоптер с автоматом перекоса и рулевым винтом. Это была схема вертолетостроения, которая по сей день является одной из ведущих и самой распространенной в мировой практике.

Путь к созданию первого в истории Земли вертолета не был легким. Основательно изучив все теоретические материалы о винтах, которые вышли из-под пера отца русской авиации – Жуковского, Юрьев и его коллега, студент по фамилии Собинин, начали методично подбирать несущий винт для будущего вертолета. Раз за разом они вытачивали из дерева все новые и новые лопасти и проверяли их на специальной машине, измеряя силу воздушного потока. Затем стали искать двигатель, способный дать достаточную мощность, чтобы поднять будущий аппарат в небо, но желаемого не нашлось. Тогда им пришлось пересчитать всю конструкцию, облегчив ее для менее мощного мотора, но и его не смогли закупить. Только с третьей попытки – на мощности двигателя, сниженной более чем в два раза, – первый образец удалось собрать и испытать. Геликоптер поднялся в воздух и был управляем. И хотя большого ресурса для регулярных полетов конструкция предложить не могла, начало вертолетостроению было положено.

Русская подъемная сила


 За первым успехом – управляемым полетом деревянно-бамбукового геликоптера – с годами последовали новые разработки. Тему вертолетов Юрьев не только не бросил, но и самым активным образом развивал. На уровне господдержки до проектирования вертолетов добрались только в 1927-м, во многом благодаря стараниям Юрьева. Однако это не означало, что сам конструктор сидел все эти годы без дела. Уже через три года он представил советской стране и миру первый стабильно летающий вертолет в истории – ЦАГИ-1-ЭА.

Иллюстрация_2_Вертолет.jpg 6.47 MB


Изначально предсказавший перспективы развития геликоптеров в нашей стране и в мире, Борис Юрьев всю свою жизнь работал над их развитием. Он изобрел и реализовал несколько схем построения вертолетов, ставших каноническими, в том числе и схему с двумя несущими винтами. Венцом его достижений стал монументальный труд по аэродинамике вертолетной техники, а его общее наследие было и того больше. Зарубежные коллеги догнали наши передовые разработки только 10-15 лет спустя. Сенсационные американские вертолеты Белла были сплошь основаны на принципах и схемах, разработанных советскими конструкторами во главе с Борисом Юрьевым.

 Сегодня российское вертолетостроение может достаточно легко доказать свое первенство и в гражданской, и в военной сфере. Начиная с известного просто как «русский вертолет» Ми-8, самого универсального воздушного судна на планете, и заканчивая легендарным грозным К-52, который знают под именем «Аллигатор», наши вертолеты спасают людей, ликвидируют лесные пожары и осуществляют миротворческий надзор в нестабильных регионах мира. Все эти возможности зародились в нашей стране, здесь они развивались и доводились до совершенства. Так мечты студентов из авиаконструкторского кружка Жуковского стали повседневной глобальной реальностью, без которой сложно представить современный мир.

Подробнее