decor
1834

Первый в мире электродвигатель

Электроход профессора Якоби



Движущая сила мира


XIX век был самой настоящей эпохой электричества. Занимательно, что ее отсчет стартовал ровно в 1800 году, когда Алессандро Вольта изобрел первый источник постоянного тока – электрическую батарею. С тех пор электричество стало главной движущей силой человеческого мира и остается ей до сих пор.
Новый прорыв случился 21 годом позже, когда британец Майкл Фарадей открыл взаимосвязь электричества и магнетизма, а также их способность вызывать движение. Его идеи получили бурное развитие в научном сообществе тех лет. Ученые Европы активно занимались созданием электродвигателей, но, увы, в отклонении маленькой металлической стрелки или качании маятника не было практической пользы.

Электроход


Электричество должно было рано или поздно встать на службу человечеству, и первый шаг на этом поприще был сделан в 1834 году в Российской империи выдающимся физиком и инженером Борисом Якоби. Забавно, что первый двигатель, созданный им на основе принципов электромагнетизма, приводил в движение не транспорт, а лифт, способный поднимать не более 6 килограмм веса. Но начало было положено.

Иллюстрация_Электродвигатель_3.jpg 1.66 MB


Якоби был одержим мечтой об электрической скорости. И вскоре его мечта сбылась. Первый успех сделал ученого знаменитостью и обеспечил ему приглашение на работу в российский императорский университет. Там вместе с лучшими умами России того времени при солидной финансовой поддержке императорского двора Якоби наконец-то мог творить, ограниченный только существующими технологиями. Но и это не остановило его буйную фантазию, ведь технологии можно создать.

Первым делом Якоби принялся оптимизировать и усиливать свой электродвигатель, так как он поставил перед собой задачу – создать первую в мире лодку, которая будет передвигаться посредством силы электричества. На этом пути его и его коллег ждали многие сложности, не все получалось с первого раза, что нормально, когда изобретаешь нечто, чего до сих пор не бывало на Земле. В итоге двигатель был собран. 200-килограммовая конструкция обеспечивала мощность в 550 Ватт и позволяла речной шлюпке развивать скорость около 3 км/ч. Первые испытания провели в Санкт-Петербурге, на Неве.

Молниеносные результаты


Результаты поразили не только самих создателей электрохода и их заказчиков – императорский двор, но и все научно-инженерное сообщество мира. Сам Фарадей прислал Якоби восторженное письмо с поздравлениями и пророчеством великого будущего электрических двигателей. И в самом деле, не прошло много времени, как в мире, на основе принципов работы русского электрохода стали появляться мощные гребные винты для океанских лайнеров, трамваи, электропоезда и электромобили.

Подверстка_01.jpg 1.42 MB


Сегодня, с развитием технологий производства емких энергоносителей, способных сообщить электродвигателям огромную мощность, и бортовых компьютеров, которые умеют эту мощность регулировать и тонко ею управлять, созданы совершенно фантастические образцы транспорта и другой техники. Устройства, в основе которых лежит принцип движения на электромагнитах, изобретенный в Российской империи в XIX веке, теперь окружают нас буквально повсюду. Применению нет числа! Сотни бытовых приборов, автомобили и заводские установки, лифты, роботизированные аппараты, выполняющие операции в хирургических отделениях больниц и исследующие поверхность Марса. Все это началось в России.

Подробнее