decor
1904

Первые в мире аэросани

Русский физик Сергей Неждановский неожиданно для себя изобрел аэросани, незаменимые для преодоления бесконечных российских снежных равнин.

В начале XX века люди еще не придумали никаких удобных способов для путешествий по снегу. Без лошадей в этом вопросе было просто не обойтись. Первые аэросани изобрел русский инженер Сергей Сергеевич Неждановский, который изначально вообще не планировал разрабатывать никаких машин для передвижения по снегу. Он занимался аэродинамикой и готовил стенды для доводки и регулировки авиадвигателей.


Изобретателя долгие годы связывала дружба с известным пионером воздухоплавания, теоретиком и создателем аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским. Работая с Жуковским, Неждановский построил  первые в мире аэросани зимой 1903-1904 года для проведения испытаний авиадвигателей и пропеллеров. Конструкция внешне была довольно примитивной – прямоугольная рама, установленная на полозья, – на транспортное средство это не было похоже ни с какой стороны. 

Потом он построил еще несколько подобных «стендов», как минимум один из которых был оснащен сиденьем для водителя – ведь изначально изобретение не предназначалось для путешествий, поэтому предполагалось, что оператор саней должен стоять.

Неждановский-05.jpg 437.32 KB


В 1905 году в журнале «Воздухоплаватель» была опубликована статья, в которой рассказывалось о санях с воздушным винтом, предназначенных для передвижения по снегу. Владелец крупного автозавода «Дукс» Юлий Меллер довольно оперативно разработали модель аэросаней, которая идеально подходила для запуска серийного производства. Что удивительно, Неждановский был абсолютно не в курсе таких действий. Он по-прежнему рассматривал свое изобретение как испытательный стенд для двигателей и не более того.

Первый «лыжный автомобиль» (слово «аэросани» появилось позднее) марки «Дукс» приступил к испытаниям зимой 1907 года. На нем был установлен  французский двигатель «Де Дион-Бутон» мощностью 3,5 лошадиных силы. Машина была способна развивать скорость до 16 км/час. Затем он выпустил еще две модели саней, технические возможности которых были значительно выше.


Неждановский же продолжал заниматься изучением аэродинамики. Эксперименты с аэросанями стали для него отправной точкой в новом изобретении. В 1916 году он запатентовал первый русский снегоход более привычной, чем у аэросаней, конструкции.


Сергей Неждановский скончался в 1940 году, так и не оказавшись в лучах славы и не получив никаких дивидендов от своего изобретения. Впрочем, он к этому и не стремился.

Аэросани ждало большое будущее в России. «Самолеты на лыжах» сразу оценили военные. И если в Первую мировую шла, можно сказать, эксплуатация опытного небольшого числа моделей, то во время Великой Отечественной активно использовались специальные боевые сани РФ-8-ГАЗ-98, НКЛ-16 и НКЛ-26. В начале августа 1941 года было принято постановление об изготовлении четырех тысяч аэросаней для Красной армии.
Аэросани прекрасно показали себя в битве под Москвой.

В советское время аэросани были одним из основных типов северного вездехода. Их активно использовали геологи и работники полярных станций. Также на первый план вышла доставка почты в труднодоступные районы. В эпоху, когда не было спутников и Интернета, а тянуть телефонные провода на удаленные заснеженные территории просто не представлялось возможным, аэросани были отличным вариантом. 

Со временем аэросани оборудовали закрытыми кабинами, которые защищали от ветра и проектировались с учетом аэродинамики, лыжи поставили на рессоры, что позволило смягчить удары о различные препятствия, а хрупкий деревянный винт заменили на надежный металлический.

Неждановский-03.jpg 695.86 KB

Сегодня в России продолжают выпуск аэросаней, теперь они стали гораздо более современными и комфортными. Так и получается, что изобретение русского физика Сергея Неждановского, незаменимое для преодоления бесконечных снежных равнин, по-прежнему живет.

Подробнее