decor
1920

Первая школа нейропсихологии

Начало нейросетевой эры



Загадки в голове


Многие века мудрецы и ученые всего мира пытались разгадать тайну работы человеческого мозга. От осознания того, что именно в нем заключены все наши мысли, а затем – и чувства, научная мысль пошла дальше, в направлении расшифровки более сложных функций мозга, мышления, речи, памяти. Но все это были лишь бессвязные теории, до тех пор пока наши соотечественники Лев Выготский и Александр Лурия не создали системный подход в изучении высших психических функций. Их система получила название «нейропсихология» и стала целой новой отраслью психологической науки.

Поврежден, но не повержен


Занимаясь всевозможными проблемами психологии, Лев Выготский страстно интересовался физиологическим устройством головного мозга, а если конкретнее – особенностями его работы при повреждениях мозговой коры. Изучая изменения в работе психики взрослых и детей при различных травмах Выготский пришел к революционному выводу: мозг не статичен! Его участки, отвечающие за разные проявления высшей нервной деятельности, меняют свое расположение в процессе взросления, а при повреждениях могут передавать свои функции друг другу, компенсируя урон.

 Работу Выготского подхватил и продолжил его друг и ученик, психолог из Казани Александр Лурия, который понял, что мозг хоть и работает как единое целое, но при этом его участки все же делят работу между собой. Изучая это мозговое «разделение труда», Лурия вывел теорию цепочек высших психических функций (ВПФ). За сложные действия человека отвечали несколько звеньев такой цепи, а при повреждении некоторых, как и постановил Выготский, соседние брали работу на себя. С этого момента началась новая эра нейропсихологии и первая в мире нейропсихологическая школа. Ее специалисты овладевали искусством исцелять повреждения мозга, ранее считавшиеся неизлечимыми. Впоследствии, с дальнейшим развитием нейропсихологической науки, ученики Выготского и Лурии смогли даже оказывать помощь детям с врожденными дисфункциями мозга, обеспечивая их нормальную адаптацию в обществе.

Нейросетевое искусство


Но наследие великих русских психологов прошлого не ограничилось одной лишь медициной. В наши дни с активным развитием интернет-технологий и микропроцессоров стали возможны работы по созданию искусственного интеллекта, архитектура которого напрямую базируется на принципах, выведенных Выготским и Лурией для человеческого мозга.

Иллюстрация_1_Нейропсихология.jpg 1.38 MB


Реализованные в виде распределенных по интернет-серверам нейросетей, новейшие системы ИИ способны решать задачи, на которые попросту не хватает «вычислительной мощности» человека. Они могут просчитывать маршруты космических кораблей, писать картины и рассказы, вести беседу и предлагать креативные решения в области дизайна, музыки и постановки танцев. При этом нейросети, хоть и не обладающие человеческим сознанием в полном смысле слова, все же способны обучаться самостоятельно, выполнять все более и более сложные, абстрактные задачи. Они не ограничены рамками исходного программного кода, ведь их участки, как и части психики человека в живом мозге, могут компенсировать друг друга, распределять работу на несколько звеньев цепи и образовывать сложные структуры, способные в перспективе спроектировать новый прекрасный мир.

Подробнее