decor
1911

Изобретение парашюта

Ангел-хранитель русского образца

Конструктор-самоучка решил техническую задачу, над которой безрезультатно бились специалисты всего мира, создав спасательное средство для авиации. Изобретение Котельникова стало уникальным достижением и спасло немало жизней.


При быстром развитии авиации были неизбежны аварии, поэтому возник вопрос острой необходимости использования парашютов. Появлению оптимального варианта подобного устройства поспособствовала трагедия, когда во время показательных полетов в Санкт-Петербурге на Всероссийском празднике воздухоплавания «Фарман-IV» погиб один из членов первого отряда русских пилотов Лев Мациевич на глазах у тысяч зрителей, с ужасом наблюдавших за тем, как летчик падает с огромной высоты без каких-либо шансов на выживание.

«Это была первая жертва русской авиации. Она произвела на меня такое тяжелое впечатление… Неужели нельзя уберечь летчика, думал я, спасти жизнь человеку, если происходит авария аэроплана?» – эти слова принадлежат Глебу Котельникову, который вскоре после этого изобретет авиационный ранцевый парашют.

Трагедия, случившаяся со Львом Мациевичем, заставила изобретателя вплотную приступить к разработке парашюта. Котельникову очень хотелось дать летчикам реальный шанс на спасение в подобных ситуациях. 

Гибель авиатора ясно свидетельствовала, что у пилота может просто не быть даже нескольких мгновений для спасения жизни. Исходя из этого, Котельников сделал вывод о необходимости создания парашюта – прочного и легкого одновременно. И главное – приспособление должно быть небольшим и постоянно находиться на человеке. Тогда, по словам изобретателя, летчик всегда сможет спрыгнуть. Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, и подразумевается под словом «парашют», сложившемся из двух корней: латинского para (против) и французского chute (падать).

5.jpg 291.55 KB


Глеб Котельников выбрал прочный и тонкий шелк. Благодаря небольшому объему его удалось компактно сложить в ранец совсем небольшого размера. Испытание ранцевого парашюта прошло успешно. Изобретение стало первым в мире автоматическим спасательным приспособлением. 

Царское правительство не заинтересовалось изобретением Котельникова, поэтому он получил патент на свое изобретение во Франции и заключил контракт с фирмой «Ломач и К°». Таким образом, русское открытие получило признание за рубежом. Свой парашют он назвал РК-1, то есть «Русский, Котельникова, первый». В аббревиатуре ему удалось соединить сразу все важные моменты: имя, страну и свое первенство. 

Царское правительство вспомнило об изобретении Котельникова только во время Первой мировой войны. Как свидетельствуют архивные данные, за время войны русские воздухоплаватели совершили 65 прыжков с парашютами. Считается, что на всех фронтах союзных стран благодаря использованию этих приспособлений были спасены жизни около 800 летчиков и воздухоплавателей.

2.jpg 202.96 KB

Ранцевый парашют, созданный Котельниковым, и сейчас активно используется во всем мире. Сегодня военная и гражданская авиация просто немыслима без парашютов. Однако их значение уже давно выходит за рамки только лишь спасения жизни и доставки людей и грузов. Парашютизм в наши дни – это в том числе спорт, зрелище, хобби и развлечение, доступное практически каждому, возможность воплотить в жизнь смелую мечту о небе. Сейчас в России прыжки с парашютом исчисляются десятками тысяч, а счет прыжков с парашютной вышки идет на сотни тысяч.

Подробнее